среда, 6 января 2021 г.

11.01-14.01.2021. Кружок "Художественное слово".


Одиннадцатое января
Тема: Способы обращения к знакомому и незнакомому адресату
1.Выбор обращения
При выборе обращения в русском речевом этикете учитываются следующие факторы:
  • тип ситуации (официальная, неофициальная, полуофициальная);
  • степень знакомства собеседника (незнакомые, малознакомые, хорошо знакомые);
  • характеристика говорящего (говорит мужчина или женщина, начальник или подчиненный, старший или младший и др.);
  • характеристика адресата, то есть того, к кому обращаются (к старшему или младшему, равному, нижестоящему или вышестоящему, мужчине или женщине);
  • отношение к собеседнику (почтительное, нейтрально-вежливое, фамильярное)
2.Формы «вы» и «ты»

Традиционно в русском речевом этикете преобладает обращение «вы», выражающее вежливое и уважительное отношение к собеседнику в официальных ситуациях: в учреждениях, на работе, в общественных местах. «Вы» употребляется преимущественно:

  • по отношению к незнакомому или малознакомому собеседнику;
  • по отношению к знакомому собеседнику, если у говорящего с ним официальные отношения (например, по отношению к коллеге по работе, преподавателю, студенту, начальнику, подчинённому);
  • к старшему по возрасту, к занимающему более высокое служебное положение (начальнику, руководителю);
  • к официальным лицам в учреждениях, магазинах, ресторанах, в том числе к обслуживающему персоналу этих учреждений.

Форма обращения на «ты» преимущественно используется в неофициальных ситуациях общения — дома, на отдыхе, на работе при неофициальном общении, в общении друзей друг с другом и демонстрирует дружеское или дружески-неофициальное отношение.

«Ты» адресуется:

  • знакомому собеседнику, степень знакомства с которым достаточно высока и с которым говорящий ранее неоднократно общался;
  • детям и очень молодым людям, если к ним обращаются взрослые;
  • равному или младшему по служебному положению;
  • родителями своим детям и наоборот;
  • незнакомым ровесникам в детской и молодежной среде.

Крайним неуважением и грубым нарушением русского речевого этикета является обращение на «ты» младшего к старшему незнакомому человеку. Дурным тоном также считается обращаться на «ты» к обслуживающему персоналу учреждений.

Обращение на «ты» начальника к своему подчинённому корректно только в том случае, если подчинённый также может называть начальника на «ты» в аналогичной ситуации, то есть если между ними неофициальные отношения. В противном случае налицо грубое нарушение речевого этикета.

3.Формулы обращения

Часто в русском речевом этикете используются формулы обращения без называния собеседника: «Простите, как пройти…?», «Извините, можно вас на минутку?», «Простите, можно вас спросить?», «Будьте добры, скажите…» и т. д. Эти формулы используются как в официальных, так и в неофициальных ситуациях и носят нейтрально-вежливый характер.

Более вежливые и длинные формулы: «Не затруднит ли вас сказать мне…», «Прошу прощения за беспокойство, вы мне не скажете…» Как правило, они используются в случаях, когда собеседник никуда не торопится.

Грубыми считаются формулы обращения вроде «Эй, а где тут…», «Слушай, ты знаешь, где…» .

Ответная формула требует от собеседника реакции на вопрос и тоже часто начинается со слов: «Простите», «Извините» (в том случае, если собеседник не может помочь) — «Простите, я не в курсе» . Иногда эти формулы сопровождаются предложением обратиться к другому человеку: «Спросите у полицейского», так как выражают желание помочь собеседнику по мере возможностей.

Неэтикетными считаются формулы: «Что?», «Что вам надо?»

4.Задание: составьте диалоги, используя различные способы обращения к знакомому и незнакомому адресату

Комментариев нет:

Отправить комментарий