пятница, 16 октября 2020 г.

22.10.2020-Кружок "Художественное слово" - 9 класс


Тема:Скороговорки на подтекст. Загадки
1.Что такое скороговорка?

Скороговорка - фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка, для вырабатывания правильного произношения.

Для чего нужны скороговорки?

Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более выразительной, разборчивой и внятной

Ребята из группы раздают скороговорки, участники по очереди произносят их.

Давайте с вами потренируемся в произношении скороговорок, чтобы и наша речь была внятной и выразительной.

2.Игра “Скажи быстрее” (работа в парах)

У Сашки в кармашке шишки да шашки.

Цыплята и курица пьют чай на улице.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
3.Лингвистический этап. 
а) Отработка дикции 
Наш Полкан попал в капкан. Написаны на доске или на плакате 
Перепёлка перепелят прятала от ребят. 
О чём эти скороговорки? 
Какие звуки повторяются? 
б) Интонационная разминка 
В букваре у Буратино брюки , булка и ботинок. 
1. Прочитаем скороговорку сначала медленно. 
2. Теперь увеличивая темп. 
3. Прочитаем скороговорку весело. 
4. А теперь представим, что вам очень грустно. Как прочитаем скороговорку? 
5. Изобразите удивление. Скажите: что вас могло удивить. 
в) Конкурс "скороговорителей" 
1. по бревну бобры бредут. 
2. добр бобр для бобрят.

4.Лингвистическая задача "Дружная семья"

Давайте вспомним, что же такое задача.

А шуточные задачи-загадки?

Решите такую задачу-загадку: ГДЕ ВОДА СТОЛБОМ СТОИТ И НЕ ПРОЛИВАЕТСЯ?

Запишем слово стакан (вертикально)

Назовите буквы, которые есть в этом слове. Они помогут вам образовать и составить "дружную семейку". А семейка состоит из разных частей речи. Вспомним , какие части речи вы знаете. Так, на каждую букву слова команда должна придумать слово и назвать часть речи. Кто быстрее соберёт всю "дружную семейку"?

е) Игра "грамматическая арифметика"

Посмотрите на эти необычные примеры. Что должно получится, если вычитать или прибавлять буквы?

Замок - мок + дача =

Шуба - ба +тка=

Загар - р + дка =

5.Подведение итогов

Я хочу пожелать вам: изучайте русский фольклор, ваша речь станет богаче, фольклор учит человека мыслить. Ведь за всеми этими символами нужно уметь увидеть и различить скрытую мудрость, скрытый смысл. Человек, научившийся правильно читать символику фольклора, будет мудрым, ему откроются жизненные истины для счастья.

и помните: Век живи – век учись.

 6.Домашнее задание : выучить 5 скороговорок, 5 загадок




19/10/2020-Кружок "Художественное слово"-9 класс

Тема: Нормы русского литературного языка(орфоэпия). Нормы ударения
1. В "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина есть эпизод, который рассказывает о первой встрече богатырей с царевной, помните: 
"Старший молвил: "Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружися"". 
Обратили внимание, что царевна в лесном тереме богатырей вела себя не как дочь царя, а скорее как крестьянская девушка? 
"И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была"
А как же богатыри догадались, что перед ними царская дочь? 
"Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали:" 
Вывод: Оказывается, иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он. Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие. А изучает этот раздел лингвистики орфоэпия. Вот мы и рассмотрим объект изучения орфоэпии, познакомимся с особенностями русского ударения, с таким понятием, как орфоэпическая норма; обобщим сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний; систематизируем и обобщим знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях.
2.Классификация норм устной речи
Нормы устной речи включают в себя:

1. Орфоэпические нормы.
2. Акцентологические нормы.
3. Интонационные нормы.
3.Орфоэпические нормы произношения
Орфоэпия – система произносительных норм языка. 
1. [Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч (лёгкий - лё[х]кий, легче - ле[х]че).
2. Уподобление при сочетании сш, и зш. Они произносятся как долгий твердый согласный [ш¯] (низший - ни[шш]ий, высший - вы[шш]ий, расшуметься - ра[шш]уметься) 
3. Аналогичное уподобление в сочетаниях СЖ и ЖЖ - [ж¯] (разжать - ра[жж]ать, с жизнью - [жж]изнью, сжарить - [жж]арить). 
4. Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как [щ] (счастье - [щ]астье, счёт - [щ]ёт), (приказчик - прика[щ]ик, образчик - обра[щ]ик). 
5. Сочетания ТЧ и ДЧ - как [ч] (докладчик - докла[ч]ик, летчик - лё[ч]к).
6. Сочетания Тц и Дц - как [ц] (двадцать - два[ц]ать , золотце - золо[ц]е). 
7. Сочетания ТЧ и ДЧ - как [ч] (докладчик - докла[ч]ик, летчик - лё[ч]ик). 
8. Сочетания Стн и Здн – в них согласные звуки т и д выпадают (прелестный - преле[сн]ый, поздний - по[зн]ий, честный - че[сн]ый, участливый - уча[сл]ивый). 
9. В соременном русском языке произношение [ШН] считается устаревшим, норма –[Ч`Н]. 
Сочетание ЧН, как правило, произносится в соответствии с написанием(анти[ч`н]ый, ве[ч`н]ый, да[ч`н]ый, ка[ч`н]уть, мле[ч`н]ый, но[ч`н]ой, отли[ч`н]о, поро[ч`н]ый, то[ч`н]ый). 
Существуют традиционные отступления от нормы, узаконенные современными словарями и справочниками. 
Исключение: В некоторых словах [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, наро[шн]о, яи[шн]ица, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, Савви[шн]а, Никити[шн]а, Фомини[шн]а и др. 
Двоякое произношение допускается в словах: було[шн]([чн])ая, сливо[шн] ([чн])ый, яи[шн] ([чн])ый, гре[шн] ([чн])евый. 
10. Сочетание ЧТ, в основном совпадает с произношением (ма[чт]а, ме[чт]а, не[чт]о, ни[чт]ожный, по[чт]и, про[чт]и, у[чт]и) 
Но: в союзе что и в местоимении что (чтобы, что-то, кое-что) произносится [шт]. 
11. В возвратных глаголах на конце пишется –ться или –тся, а произносится одинаково[цца] 
4.Акцентологические нормы/ошибки. Основные тенденции развития норм ударения. 
1. Варианты ударения: 
1. Акцентологические варианты – двойное ударение: 
Краткий перечень равноправных акцентологических вариантов: 
апартАменты – апартамЕнты; 
базИлика – базилИка; 
БАржа – баржА; 
бижутЕрия – бижурерИя; 
бредовОй – бредОвый; 
заржаАветь – заржавЕть; 
Иначе – инАче; 
Искриться – искрИться; 
кИрза – кирзА; 
обрОненный – бронЕнный; 
пЕтля – петлЯ; 
тЕфтели – тефтЕли. 
5.Орфоэпическая разминка. 
Ключ 
1. Поднимаясь по лестнице, держитесь за пОручни. Пройдите тамОженный досмотр. ТамОжня уже началА свою работу. Груз, поделЁнный на двоих, вдвое легче. ПоднЯв чемодан, положИте его на транспортер. ЭкспЕрт, понЯвший свою задачу, нАчал действовать. Железнодорожный состав прИбыл на станцию вовремя. ПрибЫв к месту следования, получИте багаж. 
Проверьте себя 
1. Поднимаясь по лестнице, держитесь за поручни. Вы прошли таможенный досмотр? Таможня уже начала свою работу. Груз, поделенный на двоих, вдвое легче. Подняв чемодан, положите его на транспортер. Эксперт, понявший свою задачу, начал действовать. Железнодорожный состав прибыл на станцию вовремя. Прибыв к месту следования, не забудьте получить багаж. 
6. Выполнение тренировочных упражнений.
Упражнение 1. Прочитайте правильно. Образец: жи'ть - жи'л, жи'ло, жи'ли, жила'. 
а) Проспать - проспал, проспало, проспали, проспала. 
Догнать - догнал, догнало, догнали, догнала. 
Ждать - ждал, ждало, ждали, ждала. 
Продал - продало, продали, продала. 
Лгать - лгал, лгало, лгали, лгала. 
б) Жив - живо, живы, жива. 
Прав - право, правы, права. 
Жалок - жалко, жалки, жалка. 
Зелен - зелено - зелены - зелена. 
Жёсток - жестко, жестки, жестка. 
в) Принят - принято, приняты, принята. 
Поднят - поднято, подняты, поднята 
Продан - продано, проданы, продана. 
Отдан - отдано, отданы, отдана. 
Занят - занято, заняты, занята.


пятница, 9 октября 2020 г.

15.10.2020-кружок "Художественное слово"


Тема:Дыхание. Голос. Дикция. Артикуляция
Практические рекомендации:
Формирование технической стороны речи
Дыхательные упражнения
Освоение технической стороны выразительного чтения начинается с правильного дыхания. Правильное использование дыхания в речи заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха и в своевременном незаметном пополнении его запаса. При помощи приёма сравнения можно легко убедить учащихся в значении правильного дыхания для выразительного чтения, продемонстрировав на любом литературном материале чтение с правильным и неправильным (несвоевременный добор воздуха, шум и т. д.) распределением дыхания.
Для выработки правильного дыхания предлагаю следующие упражнения:
И. п. – встать, расправить плечи, голову держать прямо. На счёт 1- 5 (про себя) – глубокий вдох; на счёт 1 – 3 – задержка дыхания; на счёт 1 – 5 – выдох.
Вдохнуть, задержать дыхание и на выдохе произнести плавно заданные учителем звуки.
Вдохнуть, задержать дыхание и на выдохе произнести какую-нибудь пословицу или поговорку.
Например: (вдох) “Любишь кататься, люби и саночки возить” (выдох)
Длинные скороговорки на выдохе проговариваются с добором воздуха.
Например: (вдох) “Не тот глуп, кто на слова скуп (добор воздуха), а тот глуп, кто на деле туп” (выдох).
Управление голосом
Работу над голосом следует начинать в период обучения грамоте (совместно с постановкой правильного дыхания). Необходимо постоянно следить за процессом дыхания читающего ученика, приучая его к глубокому вдоху на точках и к добору воздуха на коротких паузах. На основе правильного дыхания полезно упражняться в хоровом чтении разной громкости, скорости и высоты звучания.
Чтобы научиться управлять голосом, рекомендую выполнять следующие упражнения:
Просчитать от 1 до 10 на одной высоте, затем – повышая голос, а потом – понижая.
Просчитать от 1 до 10, начиная медленно, заканчивая быстро.
Просчитать от 1 до 10, начиная тихо, заканчивая громко, и наоборот.
Тренировать голос можно посредством проговаривания текстов пословиц и скороговорок, в которых, согласно смыслу, голос следует усилить или ослабить, повысить или понизить. Например, произнести пословицы и скороговорки сначала равномерно, затем – постепенно усиливая голос, а к концу – наоборот, ослабляя:
Что написано пером, того не вырубишь топором.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Не спеши языком, торопись делом.
Выработка дикции
Одно из важнейших качеств речи вообще и выразительного чтения в частности – это хорошая дикция. Исправление дефектов речи – дело логопеда, а на уроке можно предупредить дикционную неряшливость, смазанность звуков, неясность произношения с помощью артикуляционной гимнастики. Конечно, начинать нужно с первых недель обучения, вместе с началом обучения грамоте. Одну или две минуты занимают следующие упражнения:
Открыть рот, высунуть язык, поднять его вверх, затем опустить вниз.
И. п. – зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счёт 1 – губы вытягиваются вперёд, принимая форму “пятачка”; на счёт 2 – губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Можно делать круговые движения “пятачком”.
Нижнюю челюсть опустить вниз, сдвинуть влево, вправо.
Нижнюю челюсть выдвинуть вперёд, затем вернуть в исходное положение.
Памятка “Как разучивать скороговорку”
Прочитай скороговорку медленно.
Подумай, о чём говорится в скороговорке.
Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию, какой согласный звук или сочетание звуков повторяется много раз.
Повтори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её.
Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее.
Произноси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
Посоревнуйся с товарищами, кто быстрее без ошибок произнесёт скороговорку.
Когда учащиеся начинают проговаривать текст скороговорки достаточно быстро и чётко, можно читать текст с каким-либо намерением, например: удивить, порадовать, пошутить, осудить, предостеречь и т. д.
Интонация
Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Компоненты интонации: сила голоса (громкость и логическое ударение), паузы (логические и психологические), темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.
Именно интонация ориентирует устную речь в целом, в том числе и чтение. С помощью интонации предложениям придаётся значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (тревога, грусть, радость), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость, нежность).
В процессе чтения интонация будет естественной и выразительной, если читающий правильно поймёт предлагаемые автором обстоятельства и определит свою задачу как чтеца.
Упражнения:
Прочитайте текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль, ненависть, нежность).
Прочитайте предложения, передавая вопросительную интонацию и в то же время радость (страх, гордость, удивление, огорчение):
На улице гроза?
Сегодня будет контрольная работа?
В школе объявили карантин?
 Памятка “Как подготовиться к выразительному чтению?”:
Перечитай текст внимательно. Определи содержание, чувства, настроение героев, автора.
Определи своё отношение к событиям (героям, описанию картин природы), мысленно представь себе их.
Реши, что ты будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения).
Подумай и выбери в соответствии с задачей чтения интонационные средства – тон, темп чтения, отметь паузы, логические ударения.
Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
Прочитай текст выразительно.

12/10/2020-кружок "Художественное слово"

Тема:Составление рассказа
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Что такое сочинение. Признаки текста;
2) Работа над содержанием рассказа;
3) Составление плана;
4) Написание текста.
Информация по теме:
Рассказ – повествовательное произведение небольшого размера, словесное изложение каких-нибудь событий.
Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Тема – предмет описания, изображения, исследования, разговора
Главная мысль – реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чём он сообщает (что хотел сказать автор).
Заголовок – название какого-либо произведения или отдельных его частей.
Опорные слова – ключевые слова, обозначающие тему, основную мысль и последовательность рассуждений.
Сюжетные картинки – предмет изображения последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения.
Вопросы – высказывания, имеющие целью побудить слушающего сообщить говорящему нечто требующее выяснения.
Составление рассказа по его началу.
Над окном дома было гнездо ласточек. Из него выглядывали птенцы. Вдруг один малыш выпал из гнезда. Он стал беспомощно прыгать по траве и пищать. Мимо шли школьники. Они увидели испуганного птенца. Они решили помочь ему.
Составление плана
1) Птенец в беде
2) Петя ловит птенца
3) Вова принес лестницу
3) Спасение

вторник, 6 октября 2020 г.

Информация для родителей!

 

Уважаемые родители!

Доводим до вашего сведения, что осенние каникулы переносятся! Ваш ребенок будет находиться дома с 05 по 18 октября 2020 года.  В целях сохранения жизнии здоровья ваших детей, просим Вас усилить контроль за их поведением во внеурочное время.  В связи с теплой и сухой погодой просим Вас ограничить выезд вместе с детьми на дачу, отдых на природе, к водным объектам. Запретить пал сухой травы, разведение костров в неустановленном месте.

понедельник, 5 октября 2020 г.

Кружок "Художественное слово"-08.10.2020, 9 класс

 Тема: Выбор обращения

1.Назовите автора этого произведения и его название.

- Батюшка! Петр Андреевич! – кричал дядька. – Не покинь меня на старости лет среди этих мошен…»

- А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. – Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.

- Спасибо, государь, спасибо, отец родной! – говорил Савельич усаживаясь.

Беседа с учащимися:

- Из какого произведения этот отрывок, кто автор? (А. Пушкин «Капитанская дочка»)

Назовите слова, с которыми герои обращаются друг к другу (Батюшка, Петр Андреевич старый хрыч, государь, отец родной)

- Как называются эти слова? Как называются слова, с которыми мы обращаемся к кому-нибудь с речью?

- Что такое обращение?

Практическая работа:

1. Запишите предложения под диктовку в свои рабочие листы. Определите, чем является слово «красавица» в обоих предложениях.

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной ... (А. Пушкин)

Пройдет любовь, настанет скука,

Красавица полюбит вновь. («Кавказский пленник» А.Пушкин)

- В каком предложении слово «красавица» играет синтаксическую роль?

- А в каком слово синтаксически не связано с другими членами предложения?

- Чем еще они отличаются друг от друга? Разной интонацией. В первом  предложении  -  интонация звательная.

Обращение   грамматически и интонационно обособлено. Какова основная функция обращения? Называние того, к кому обращаемся с речью.

2. Распространите обращения прилагательными (см. Слова для справок) и запишите предложения.

(: ) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.

(: ) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.

(: ) мама, я очень скучаю.

3.Творческое задание:  

 Придумайте и запишите предложения с обращениями, чтобы в качестве обращений выступали:

- имя, отчество

- наименовние по месту жительства;

- родственным или иным отношениям;

- кличка животного

Кружок "Художественное слово" - 05/10/2020-9 класс

 Тема: Построение текста
 1.Упражнения на построение текста:

Расставьте предложения так, чтобы получился текст:
Задание 1.
A) Но были они совершенно чужды большинству русских людей.
A) Но были они совершенно чужды большинству русских людей.
 Б) Иностранные слова приходили на Русь с незапамятных времен.
 B) А для тех, кто ими пользовался иногда, вся сладость и заключалась в том, что они
заморские.
A) Но иногда, видимо, необходимо спорить.
 Задание 2.
A) Но иногда, видимо, необходимо спорить.
Б) На мой взгляд, нужно уметь защищать в споре хороший вкус, когда речь идет о
музыке, об искусстве, о культуре речи.
 B) Говорят, о вкусах не спорят.
 Г) Когда же это необходимо?
 Задание 3.
A) В наши дни устаревшее название первой буквы алфавита аз продолжает свою жизнь в
устойчивых выражениях, фразеологизмах.
 Б) Аналогично по способу образования и слово алфавит: первая буква греческого алфавита – альфа, а вторая – бета.
алфавита – альфа, а вторая – бета.
 B) Так, о человеке, который ничего не знает, ничего не смыслит в каком-либо деле, могут сказать: “Он аза не знает в глаза”.
сказать: “Он аза не знает в глаза”.
 Г) Слово азбука образовано от названий первых букв алфавита – аз и буки.
2.Текст состоит из:
1.Текст состоит из предложений.
2.Предложения в тексте стоят в определенной последовательности.
3.В тексте всегда о чём-то или о ком-то говорится.
4.К тексту можно подобрать заглавие.
5.Текст имеет определённую структуру (части)
3.Работа в группах
Задание:Перед вами текст. Части текста разбросаны. В пустых кружочках вы, посовещавшись друг с другом, поставьте соответствующие названиям частей буквы: З О К.
☼ Мы поймали птенца. Птенец был крохотный, с желтыми крылышками в желтых полосках и красной головкой. Посадили мы его в коробку и затянули марлей. Коробку поставили в сторонку под куст.
☼ Наконец в марле была проклевана большая дыра. Птенец с писком вывалился наружу. Переваливаясь, он заковылял в кусты. Сзади, спереди, с боков и сверху его сопровождали птицы.
Ай да щеглы! Увели!
☼Вдруг под кустом началась суматоха. Налетела целая стая взрослых щеглов. Штук десять. Кинулись они к коробке и стали проклевывать марлю. Птенец помогал снизу, пробивая марлю, как скорлупку яйца. Мы решили не вмешиваться(По Ю. Александрову)

Упражнения на построение текста
Учитель русского языка: Поставьте, ребята, предложения в такой последовательности,
чтобы получился текст.