пятница, 9 октября 2020 г.

15.10.2020-кружок "Художественное слово"


Тема:Дыхание. Голос. Дикция. Артикуляция
Практические рекомендации:
Формирование технической стороны речи
Дыхательные упражнения
Освоение технической стороны выразительного чтения начинается с правильного дыхания. Правильное использование дыхания в речи заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха и в своевременном незаметном пополнении его запаса. При помощи приёма сравнения можно легко убедить учащихся в значении правильного дыхания для выразительного чтения, продемонстрировав на любом литературном материале чтение с правильным и неправильным (несвоевременный добор воздуха, шум и т. д.) распределением дыхания.
Для выработки правильного дыхания предлагаю следующие упражнения:
И. п. – встать, расправить плечи, голову держать прямо. На счёт 1- 5 (про себя) – глубокий вдох; на счёт 1 – 3 – задержка дыхания; на счёт 1 – 5 – выдох.
Вдохнуть, задержать дыхание и на выдохе произнести плавно заданные учителем звуки.
Вдохнуть, задержать дыхание и на выдохе произнести какую-нибудь пословицу или поговорку.
Например: (вдох) “Любишь кататься, люби и саночки возить” (выдох)
Длинные скороговорки на выдохе проговариваются с добором воздуха.
Например: (вдох) “Не тот глуп, кто на слова скуп (добор воздуха), а тот глуп, кто на деле туп” (выдох).
Управление голосом
Работу над голосом следует начинать в период обучения грамоте (совместно с постановкой правильного дыхания). Необходимо постоянно следить за процессом дыхания читающего ученика, приучая его к глубокому вдоху на точках и к добору воздуха на коротких паузах. На основе правильного дыхания полезно упражняться в хоровом чтении разной громкости, скорости и высоты звучания.
Чтобы научиться управлять голосом, рекомендую выполнять следующие упражнения:
Просчитать от 1 до 10 на одной высоте, затем – повышая голос, а потом – понижая.
Просчитать от 1 до 10, начиная медленно, заканчивая быстро.
Просчитать от 1 до 10, начиная тихо, заканчивая громко, и наоборот.
Тренировать голос можно посредством проговаривания текстов пословиц и скороговорок, в которых, согласно смыслу, голос следует усилить или ослабить, повысить или понизить. Например, произнести пословицы и скороговорки сначала равномерно, затем – постепенно усиливая голос, а к концу – наоборот, ослабляя:
Что написано пером, того не вырубишь топором.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Не спеши языком, торопись делом.
Выработка дикции
Одно из важнейших качеств речи вообще и выразительного чтения в частности – это хорошая дикция. Исправление дефектов речи – дело логопеда, а на уроке можно предупредить дикционную неряшливость, смазанность звуков, неясность произношения с помощью артикуляционной гимнастики. Конечно, начинать нужно с первых недель обучения, вместе с началом обучения грамоте. Одну или две минуты занимают следующие упражнения:
Открыть рот, высунуть язык, поднять его вверх, затем опустить вниз.
И. п. – зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счёт 1 – губы вытягиваются вперёд, принимая форму “пятачка”; на счёт 2 – губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Можно делать круговые движения “пятачком”.
Нижнюю челюсть опустить вниз, сдвинуть влево, вправо.
Нижнюю челюсть выдвинуть вперёд, затем вернуть в исходное положение.
Памятка “Как разучивать скороговорку”
Прочитай скороговорку медленно.
Подумай, о чём говорится в скороговорке.
Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию, какой согласный звук или сочетание звуков повторяется много раз.
Повтори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её.
Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее.
Произноси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
Посоревнуйся с товарищами, кто быстрее без ошибок произнесёт скороговорку.
Когда учащиеся начинают проговаривать текст скороговорки достаточно быстро и чётко, можно читать текст с каким-либо намерением, например: удивить, порадовать, пошутить, осудить, предостеречь и т. д.
Интонация
Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Компоненты интонации: сила голоса (громкость и логическое ударение), паузы (логические и психологические), темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.
Именно интонация ориентирует устную речь в целом, в том числе и чтение. С помощью интонации предложениям придаётся значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (тревога, грусть, радость), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость, нежность).
В процессе чтения интонация будет естественной и выразительной, если читающий правильно поймёт предлагаемые автором обстоятельства и определит свою задачу как чтеца.
Упражнения:
Прочитайте текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль, ненависть, нежность).
Прочитайте предложения, передавая вопросительную интонацию и в то же время радость (страх, гордость, удивление, огорчение):
На улице гроза?
Сегодня будет контрольная работа?
В школе объявили карантин?
 Памятка “Как подготовиться к выразительному чтению?”:
Перечитай текст внимательно. Определи содержание, чувства, настроение героев, автора.
Определи своё отношение к событиям (героям, описанию картин природы), мысленно представь себе их.
Реши, что ты будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения).
Подумай и выбери в соответствии с задачей чтения интонационные средства – тон, темп чтения, отметь паузы, логические ударения.
Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
Прочитай текст выразительно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий