пятница, 16 октября 2020 г.

19/10/2020-Кружок "Художественное слово"-9 класс

Тема: Нормы русского литературного языка(орфоэпия). Нормы ударения
1. В "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина есть эпизод, который рассказывает о первой встрече богатырей с царевной, помните: 
"Старший молвил: "Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружися"". 
Обратили внимание, что царевна в лесном тереме богатырей вела себя не как дочь царя, а скорее как крестьянская девушка? 
"И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была"
А как же богатыри догадались, что перед ними царская дочь? 
"Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали:" 
Вывод: Оказывается, иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он. Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие. А изучает этот раздел лингвистики орфоэпия. Вот мы и рассмотрим объект изучения орфоэпии, познакомимся с особенностями русского ударения, с таким понятием, как орфоэпическая норма; обобщим сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний; систематизируем и обобщим знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях.
2.Классификация норм устной речи
Нормы устной речи включают в себя:

1. Орфоэпические нормы.
2. Акцентологические нормы.
3. Интонационные нормы.
3.Орфоэпические нормы произношения
Орфоэпия – система произносительных норм языка. 
1. [Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч (лёгкий - лё[х]кий, легче - ле[х]че).
2. Уподобление при сочетании сш, и зш. Они произносятся как долгий твердый согласный [ш¯] (низший - ни[шш]ий, высший - вы[шш]ий, расшуметься - ра[шш]уметься) 
3. Аналогичное уподобление в сочетаниях СЖ и ЖЖ - [ж¯] (разжать - ра[жж]ать, с жизнью - [жж]изнью, сжарить - [жж]арить). 
4. Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как [щ] (счастье - [щ]астье, счёт - [щ]ёт), (приказчик - прика[щ]ик, образчик - обра[щ]ик). 
5. Сочетания ТЧ и ДЧ - как [ч] (докладчик - докла[ч]ик, летчик - лё[ч]к).
6. Сочетания Тц и Дц - как [ц] (двадцать - два[ц]ать , золотце - золо[ц]е). 
7. Сочетания ТЧ и ДЧ - как [ч] (докладчик - докла[ч]ик, летчик - лё[ч]ик). 
8. Сочетания Стн и Здн – в них согласные звуки т и д выпадают (прелестный - преле[сн]ый, поздний - по[зн]ий, честный - че[сн]ый, участливый - уча[сл]ивый). 
9. В соременном русском языке произношение [ШН] считается устаревшим, норма –[Ч`Н]. 
Сочетание ЧН, как правило, произносится в соответствии с написанием(анти[ч`н]ый, ве[ч`н]ый, да[ч`н]ый, ка[ч`н]уть, мле[ч`н]ый, но[ч`н]ой, отли[ч`н]о, поро[ч`н]ый, то[ч`н]ый). 
Существуют традиционные отступления от нормы, узаконенные современными словарями и справочниками. 
Исключение: В некоторых словах [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, наро[шн]о, яи[шн]ица, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, Савви[шн]а, Никити[шн]а, Фомини[шн]а и др. 
Двоякое произношение допускается в словах: було[шн]([чн])ая, сливо[шн] ([чн])ый, яи[шн] ([чн])ый, гре[шн] ([чн])евый. 
10. Сочетание ЧТ, в основном совпадает с произношением (ма[чт]а, ме[чт]а, не[чт]о, ни[чт]ожный, по[чт]и, про[чт]и, у[чт]и) 
Но: в союзе что и в местоимении что (чтобы, что-то, кое-что) произносится [шт]. 
11. В возвратных глаголах на конце пишется –ться или –тся, а произносится одинаково[цца] 
4.Акцентологические нормы/ошибки. Основные тенденции развития норм ударения. 
1. Варианты ударения: 
1. Акцентологические варианты – двойное ударение: 
Краткий перечень равноправных акцентологических вариантов: 
апартАменты – апартамЕнты; 
базИлика – базилИка; 
БАржа – баржА; 
бижутЕрия – бижурерИя; 
бредовОй – бредОвый; 
заржаАветь – заржавЕть; 
Иначе – инАче; 
Искриться – искрИться; 
кИрза – кирзА; 
обрОненный – бронЕнный; 
пЕтля – петлЯ; 
тЕфтели – тефтЕли. 
5.Орфоэпическая разминка. 
Ключ 
1. Поднимаясь по лестнице, держитесь за пОручни. Пройдите тамОженный досмотр. ТамОжня уже началА свою работу. Груз, поделЁнный на двоих, вдвое легче. ПоднЯв чемодан, положИте его на транспортер. ЭкспЕрт, понЯвший свою задачу, нАчал действовать. Железнодорожный состав прИбыл на станцию вовремя. ПрибЫв к месту следования, получИте багаж. 
Проверьте себя 
1. Поднимаясь по лестнице, держитесь за поручни. Вы прошли таможенный досмотр? Таможня уже начала свою работу. Груз, поделенный на двоих, вдвое легче. Подняв чемодан, положите его на транспортер. Эксперт, понявший свою задачу, начал действовать. Железнодорожный состав прибыл на станцию вовремя. Прибыв к месту следования, не забудьте получить багаж. 
6. Выполнение тренировочных упражнений.
Упражнение 1. Прочитайте правильно. Образец: жи'ть - жи'л, жи'ло, жи'ли, жила'. 
а) Проспать - проспал, проспало, проспали, проспала. 
Догнать - догнал, догнало, догнали, догнала. 
Ждать - ждал, ждало, ждали, ждала. 
Продал - продало, продали, продала. 
Лгать - лгал, лгало, лгали, лгала. 
б) Жив - живо, живы, жива. 
Прав - право, правы, права. 
Жалок - жалко, жалки, жалка. 
Зелен - зелено - зелены - зелена. 
Жёсток - жестко, жестки, жестка. 
в) Принят - принято, приняты, принята. 
Поднят - поднято, подняты, поднята 
Продан - продано, проданы, продана. 
Отдан - отдано, отданы, отдана. 
Занят - занято, заняты, занята.


Комментариев нет:

Отправить комментарий