Четырнадцатое мая
Тема: Контрольное изложение на общественную тему
1.Памятка для учащихся
Тема: Контрольное изложение на общественную тему
1.Памятка для учащихся
2.Знакомство с текстом
Красному гостю честь да место
Семейно-бытовой этикет, как и нормы нравственности, вырабатывался на протяжении многих веков целыми поколениями людей. В основе своей эти правила можно признать всеобщими, поскольку большинство из них неукоснительно соблюдаются во всех уголках земного шара. В то же время народы каждой страны вносили и вносят в семейно-бытовой этикет своё, традиционное представление о культуре, национальный колорит.
Вежливость и почтение к старшим, тактичность и скромность, гостеприимство и хлебосольство – все эти качества прививались на Руси с детства. Исстари считалось: внешнее поведение человека должно соответствовать его внутреннему миру, профессиональной принадлежности. Так, всегда можно безошибочно отличить кузнеца от деревенского плотника, иконописца – от пахаря, промысловика-землекопа – от ремесленника. Они разнились не только одеждой – манерой речи, поведением.
Умение вести себя в обществе, «достойно своему лицу», имело первостепенное значение и в повседневности, и в дни торжеств. Одним из наиболее распространённых ритуалов семейно-бытовой культуре русской деревни слыл приём гостей. «Добро пожаловать!», «милости просим к нашему порогу!» - традиционные на Руси приветствия. Принимали красного (желанного) гостя в светлой избе, по самым разнообразным поводам. Как правило, в пору затишья сельскохозяйственных работ: на «гулянские недели» декабря, в новогодний праздник, сочельник и рождество, на «масляную неделю», «в тёщины вечёрки и «летние святки», приглашали отметить календарные и семейно-бытовые даты – свадьбы, рождения, крещения детей, звали на поминальные обряды… И если сегодня мы задумываемся над тем, куда посадить гостя, так, чтобы никого из собравшихся не ущемить, не обидеть ненароком, то этот вопрос легко разрешался в старинных крестьянских семьях.
Точнее, он не стоял вовсе: каждый хорошо знал своё место. Этих дедовских обычаев придерживались в патриархальных русских деревнях, прочно, казалось – на века.
Места за праздничным столом, обычно длинном, прямоугольным по форме, тёсаным из сосновых пахучих досок, делились на восемь частей: «голову», «родительское», «дедово», «кумовьёв», «братское», («сестринское»), «дружковое», «гостиное» и так называемое «тёткино». В свою очередь и стороны стола делились на «голову», «свою» и «гостиную «хвост».
На сочельник или свадьбу хозяева садились под образами «во главе» стола – торце, причём место хозяйки находилось с той стороны, с которой ей легче было выходить из-за стола. Женщине всегда отдавалось на Руси предпочтение – не только тогда, когда она была виновницей торжества, но и как хранительнице очага, продолжательнице рода. По правую руку от неё располагалась «своя сторона», где рассаживались ближайшие родственники. Другие гости размещались напротив – на «гостиной»стороне. Таким образом, они оказывались лицом к лицу с родственниками хозяев избы. Обе стороны могли свободно общаться. И даже «тётки» и «дядьки» (так называли незваных гостей) имели за столом несколько мест. И хотя все они сидели «во хвостах, не чувствовали себя посторонними в избе», так как места их располагались напротив светлых ликов образов…
Какие бы события, радостные или скорбные, ни собирали гостей в крестьянской избе, как бы ни менялось количество приглашённых – суть крестьянского стола в русской избе оставалась неизменной, с каноническим делением мест по родству, возрасту и почёту. Поэтому и устанавливался стол в центре светлицы – на самом видном, почётном месте. Ножки и подстолье украшались резьбой.
В семейно-бытовой культуре российских деревень и в наши дни сохранились многие старинные обычаи. Но, к сожалению, традиционно русское «прошу к столу!» мы воспринимаем лишь как приглашение «всласть полакомиться в гостях», забывая, что в старину это означало иное. «Прошу к столу» - прежде всего традиционное приглашение к общению. За столом решались многие хозяйственные проблемы, вырабатывалось коллективное мнение, завязывались более тесные взаимоотношения.
Сколько же мудрости содержала в себе семейно-бытовая культура русских деревень! Сколько богатства мы утратили!
3.План к изложению:
1.Поведение – отражение внутреннего мира.
2.Если гость – то желанный.
3.За столом никто у нас не лишний.
4.Давайте общаться!
4.Напишите изложение, опираясь на данный план к тексту
Комментариев нет:
Отправить комментарий