Первое марта
Классная работа
Тема: А.Фадеев. Сведения о писателе. Роман
«Молодая гвардия». Изображение подвига членов подпольной организации «Молодая
гвардия» в годы Великой Отечественной войне
1.А.Фадеев. Сведения о писателе
Фадеев Александр Александрович (1901—1956),
писатель. Родился 24 декабря 1901 г. в городе Кимры Тверской губернии в семье
профессиональных революционеров. Отец — учитель сельской школы, народоволец,
был сослан в Сибирь на каторгу. С 1908 г. Фадеев жил на Дальнем Востоке. Учился
во Владивостокском коммерческом училище (1912—1918 гг.). В 1918 г. стал
большевиком. В 1919—1921 гг. участвовал в борьбе с белогвардейцами и в
подавлении Кронштадтского восстания. В 1921— 1924 гг. обучался в Московской
горной академии.В 1924—1926 гг. был на партийной работе в Краснодаре и
Ростове-на-Дону. Вскоре Фадеев переехал в Москву. Печататься стал с 1923 г.
Большинство его произведений посвящены Гражданской войне. Широкую известность
Фадееву принесли повесть «Разлив» (1924 г.), романы «Разгром» (1927 г.) и
«Последний из удэге» (1929—1941 гг.). В них автор раскрывает перед читателем
черты «нового человека», созданного революцией. Чувством восхищения перед юными
борцами за свободу Родины наполнен роман «Молодая гвардия» (1945 г.; новая
редакция 1951 г.) об антифашистской комсомольской организации в годы Великой
Отечественной войны в украинском городе Краснодоне. В годы создания «Молодой
гвардии» обострились противоречия между Фадеевым и партийным руководством.
Много лет он возглавлял писательские организации. В 1926—1932 гг. Фадеев был
одним из лидеров Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), в
1939—1944 и 1954—1956 гг. он секретарь, а в 1946—1954 гг. — генеральный
секретарь и председатель правления Союза писателей СССР; с 1950 г. —
вице-президент Всемирного совета мира. Критику в его адрес и требование
переработать «Молодую гвардию» в угоду властям писатель воспринял как унижение
своей личности. В последние годы Фадеев не мог работать в полную силу. Задуманный
им роман «Чёрная металлургия» остался незавершённым. Покончил жизнь самоубийством
13 мая 1956 г. в Москве.Летом 1943 года, вскоре после возвращения из очередной
фронтовой поездки, А. А. Фадеев был приглашен в ЦК ВЛКСМ. Ему представили
работников ЦК, которые только что вернулись из донецкого города Краснодона, где
они в составе специальной комиссии собирали сведения о молодежной подпольной
организации "Молодая гвардия".Возбужденные, переполненные
впечатлениями, они рассказали писателю историю, даже по тем героическим
временам необыкновенную. Молодая гвардия" оказалась первой подпольной
молодежной организацией, о которой были собраны довольно подробные сведения. К
тому же это была организация, созданная не ветеранами революционной борьбы, не
мастерами конспирации, а школьниками, почти детьми, которые впервые вступили в
бой с врагами и вели его с мужеством, достойным испытанных и закаленных
бойцов.Далеко не все события, описанные автором, происходили на самом деле.
Несколько человек, являющихся прототипами персонажей, описанных как предатели,
были обвинены в предательстве в реальной жизни, настаивали на своей невиновности
и были реабилитированы.
Фадеев пытался объяснить: «Я писал не
подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже
предполагает художественный вымысел».
Вывод: роман «Молодая гвардия»
-художественно-документальное произведение.
2.Историческая справка
В основе романа лежат действительные события,
которые происходили в 1942-I943 годах на Донбассе, в оккупированном фашистами
г.Краснодоне. Здесь велась героическая подпольная борьба. Арестами и казнями
гитлеровцы пытались сломить волю и мужество советских людей. Живьём были
закопаны в землю 32 краснодонских шахтёра, которые умерли с пением
«Интернационала». Но борьба продолжалась. А в сентябре 1942г. была создана
тайная комсомольская организация «Молодая гвардия». Именно об этой организации
и рассказывает в своём романе А.Фадеев.
3. Прочтение романа с точки зрения развития действия.
Работа может бать организована по командам (
вопросы и задания распределяются заранее).
План прочтения.
1. Главы 1-10 кратко пересказать и прокомментировать
как экспозиционные.
2. Выброчно прочитать и прокомментировать
главы 11-20, изображающие завязку действия (прочитать эпизоды: бомбёжка переправы
и возвращение юношей и девушек в Краснодон; промежуточные события кратко
пересказать).
3. Основные этапы борьбы коммунистов и
комсомольцев с немецкими захватчиками:
- как удалось Олегу Кошевому установить связь
с подпольной партийной организацией и комсомольцями, оставшимися в городе
(краткий пересказ глав 21-32);
- замысел молодогвардейцев напасть на тюрьму
и освободить Шульгу и Валько (подробный пересказ главы 33);
- почему провалились Шульга и Валько? ( Как
характеризует этих коммунистов их поведение в тюрьме и во время казни? Как
характеризую тэти же события немцев? (кратки ответы на вопросы по главам 34 и
35);
- клятва молодогвардейцев (краткий пересказ
глав 36-39; выразительное чтение клятвы молодогвардейцев);
- борьба молодогвардейцев против неметких
захватчиков (художественное рассказывание с элементами выборчного чтения
эпизодов: казнь Фомина; Валя Борц в посёлке Краснодон; Николай Сумской вступает
в «Молодую гвардию»; Ваня Земнухов–связной; Первомайская группа освобождает
пленных на хуторе Погорелом; деятельность отдельных групп «Молодой гвардии» на
дорогах войны – группы Виктора Петрова, Жени Мошкова, Сергея Тюленина;
молодогвардйцы слушают по радио речь Сталина, вывешивают красные флаги, разгоняют
скот, поджигают биржу);
- начало арестов молодогвардейцев (прочитать
главу 51 - деятельность Лютикова и Баракова против немцев). Почему были
арестованы Мошков и Земнухов? Как ведёт себя арестованный Земнухов? (кратки
ответы на вопросы по главам 52-59);
- казнь молодогвардейцев как кульминационный
момент борьбы; вступление войск СоветскойАрмии в Краснодон как развязка романа
(литературный монтаж по главам 60-65).
4. Обобщение изученного.
Ответить на вопрос: что ценного вы для себя
приобрели, изучая роман?
5. Заключительное слово учителя.
1418 дней и ночей продолжалась Великая
Отечественная война. Почти 26 миллионов жизней советских людей унесла она.
Потоками крови и слез была омыта за эти долгие четыре года наша
многострадальная земля. И если бы собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые
по погибшим сыновьям, то образовалась бы море Скорби и потекли бы от него во
все уголки планеты реки Страдания. Наш край тоже в числе областей, которые
внесли свой вклад в правое дело Победы. В месте со взрослыми защищали свою
Родину ваши ровесники.
6. Домашнее задание.
Составить монолог от имени героя «Говорят погибшие герои...» (по роману А.
Фадеева «Молодая гвардия»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий