среда, 1 апреля 2020 г.

03.04.2020. 9-Б класс. Литература

Третье апреля
Классная работа

Тема: М. Цветаева. Образ родины в лирическом цикле "Стихи о Москве", "Родина"
1. В центре нашего внимания – литературоведческое понятие «цикл», с которым вы знакомились и ранее, но на этом уроке нам предстоит значительно расширить представление о нем.
Теория литературы: Цикл литературных произведений – это  ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов.
Стихотворения должны быть самостоятельными, имеют начало и конец.
Все стихотворения как бы имеют один центр, одно ядро, нечто общее, что их связывает. Центростремительность являет собой то, что все стихотворения тяготеют к центру – связывающей тематике.
2. «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» – писал А. С. Пушкин. Вслед за Пушкиным тема Москвы является одной из центральных в поэзии М. Цветаевой.
Московские улицы, московский пейзаж – постоянный фон переживаний поэта, начиная с самых ранних стихотворений. Уже в сборнике «Волшебный фонарь» М. Цветаева обращается к романтическому прошлому города:
Домики с знаком породы
С видом его сторожей...
Синие подмосковные холмы,
В воздухе чуть теплом – пыль и деготь...
Москва в поэзии М. Цветаевой предстает как средоточие духовной культуры и истории. Связь поэта и родной земли неразрывна:
У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звонят,
И гробницы, в ряд, у меня стоят, –
В них царицы спят и цари.
Центральное произведение М. Цветаевой, посвященное данной теме, – цикл «Стихи о Москве». 
3. Москва полностью преобразует личность поэта, проясняет в ней ее духовную природу:
Я – двойника нащупавший двойник Сквозь легкое лицо проступит – лик.
О, наконец тебя я удостоюсь,
Благообразия прекрасный пояс!
-Так какой, по-вашему, в конечном итоге предстает Москва в цикле стихов М.И. Цветаевой?
-Правильно. То есть можно сказать, что центром этого города является духовность. В этом городе жива народная вера, снова и снова появляются в цикле «сорок сороков церквей». Давайте зачитаем эти строки.
- Вера создает особую атмосферу в городе. Люди здесь не становятся святыми, они, как и везде, грешные, несчастливые, однако чувствуют, что Бог – рядом, и потому искренно покаяние, чисты слезы:
На каторжные клейма,
На всякую болесть, –
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть).
-– Почему М.И. Цветаева называет Москву «нерукотворным градом»?
-Так. Но еще Москва потому и называется поэтом «нерукотворным градом», что природа ее – духовная. Это не просто город с домами, канавами, деревьями и т. д., а также чувствующее, одухотворенное существо:
Я в грудь тебя целую,
Московская земля...
Москва для Цветаевой – дом и дар, который не получают, а отдают. Москву, как самое ценное достояние, вручает она и дочери, и возлюбленному как залог подлинности чувств:
Из рук моих – нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат...
И встанешь ты, исполнен дивных сил...
-– Как связаны образы Москвы и лирической героини в стихах Цветаевой?
- Действительно, русское, национальное начало пронизывает все творчество М. Цветаевой: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови, – писала она. – Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот потеряет ее лишь вместе с жизнью».
4. Произведения, входящие в цикл М.И. Цветаевой «Стихи о Москве», относительно самостоятельны, но, объединенные общей темой – темой православной Москвы, формирующей нравственный, духовный стержень каждого православного человека, а также общим лирическим настроем и эмоциональными переживаниями, они раскрывают ее с разных сторон, взаимно дополняя друг друга. При этом Героиня «московских стихов» Цветаевой как бы примеряет разные личины обитательниц города, и древнего и современного: то она - богомолка, то - посадская жительница, то даже – «болярыня», прозревающая свою смерть, и всегда - хозяйка города, радостно и щедро одаривающая им каждого, для кого открыто ее сердце, как в обращенном к Мандельштаму полном пронзительного лиризма стихотворении «Из рук моих – нерукотворный град / Прими, мой странный, мой прекрасный брат...». Обращает на себя внимание в последнем примере удивительный образ – «нерукотворный град». Потому для Цветаевой и «неоспоримо первенство Москвы», что это не только некое исконно Русское географическое место, это, прежде всего, город, не человеком, но Богом созданный, и ее «сорок сороков» – это средоточие духовности и нравственности всей земли русской.
Д/З:Прочитать стр.122-127

Комментариев нет:

Отправить комментарий