Третье апреля
Классная работа
Классная работа
Тема: М. Цветаева. Образ родины в лирическом цикле "Стихи о
Москве", "Родина"
1. В центре нашего внимания – литературоведческое понятие
«цикл», с которым вы знакомились и ранее, но на этом уроке нам предстоит
значительно расширить представление о нем.
Теория
литературы: Цикл литературных произведений – это ряд
литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним
автором или одной группой авторов.
Стихотворения должны быть самостоятельными, имеют начало и
конец.
Все стихотворения как бы имеют один центр, одно ядро, нечто
общее, что их связывает. Центростремительность являет собой то, что все
стихотворения тяготеют к центру – связывающей тематике.
2.
«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» – писал А. С.
Пушкин. Вслед за Пушкиным тема Москвы является одной из центральных в поэзии М.
Цветаевой.
Московские улицы, московский пейзаж – постоянный фон
переживаний поэта, начиная с самых ранних стихотворений. Уже в сборнике
«Волшебный фонарь» М. Цветаева обращается к романтическому прошлому города:
Домики с знаком породы
С видом его сторожей...
Синие подмосковные холмы,
В воздухе чуть теплом – пыль и деготь...
Москва в поэзии М. Цветаевой предстает как средоточие
духовной культуры и истории. Связь поэта и родной земли неразрывна:
У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звонят,
И гробницы, в ряд, у меня стоят, –
В них царицы спят и цари.
Центральное произведение М. Цветаевой, посвященное данной
теме, – цикл «Стихи о Москве».
3. Москва полностью преобразует личность поэта, проясняет в
ней ее духовную природу:
Я – двойника нащупавший двойник Сквозь
легкое лицо проступит – лик.
О, наконец тебя я удостоюсь,
Благообразия прекрасный пояс!
-Так какой, по-вашему, в конечном итоге предстает
Москва в цикле стихов М.И. Цветаевой?
-Правильно. То есть можно сказать, что центром этого
города является духовность. В этом городе жива народная вера, снова и снова
появляются в цикле «сорок сороков церквей». Давайте зачитаем эти строки.
- Вера
создает особую атмосферу в городе. Люди здесь не становятся святыми, они, как и
везде, грешные, несчастливые, однако чувствуют, что Бог – рядом, и потому
искренно покаяние, чисты слезы:
На каторжные клейма,
На всякую болесть, –
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть).
-– Почему М.И. Цветаева называет Москву «нерукотворным
градом»?
-Так. Но еще Москва потому и называется поэтом
«нерукотворным градом», что природа ее – духовная. Это не просто город с
домами, канавами, деревьями и т. д., а также чувствующее, одухотворенное
существо:
Я в грудь тебя целую,
Московская земля...
Москва для Цветаевой – дом и дар, который не получают, а
отдают. Москву, как самое ценное достояние, вручает она и дочери, и
возлюбленному как залог подлинности чувств:
Из рук моих – нерукотворный град
Прими, мой странный, мой
прекрасный брат...
И встанешь ты, исполнен дивных
сил...
-–
Как связаны образы Москвы и лирической героини в стихах Цветаевой?
- Действительно, русское, национальное начало пронизывает
все творчество М. Цветаевой: «Родина не есть условность территории, а
непреложность памяти и крови, – писала она. – Не быть в России, забыть Россию –
может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот
потеряет ее лишь вместе с жизнью».
4. Произведения, входящие в
цикл М.И. Цветаевой «Стихи о Москве», относительно самостоятельны, но,
объединенные общей темой – темой православной Москвы, формирующей нравственный,
духовный стержень каждого православного человека, а также общим лирическим
настроем и эмоциональными переживаниями, они раскрывают ее с разных сторон,
взаимно дополняя друг друга. При этом Героиня «московских стихов» Цветаевой как
бы примеряет разные личины обитательниц города, и древнего и современного: то
она - богомолка, то - посадская жительница, то даже – «болярыня», прозревающая
свою смерть, и всегда - хозяйка города, радостно и щедро одаривающая им каждого,
для кого открыто ее сердце, как в обращенном к Мандельштаму полном
пронзительного лиризма стихотворении «Из рук моих – нерукотворный град / Прими,
мой странный, мой прекрасный брат...». Обращает на себя внимание в последнем
примере удивительный образ – «нерукотворный град». Потому для Цветаевой и
«неоспоримо первенство Москвы», что это не только некое исконно Русское
географическое место, это, прежде всего, город, не человеком, но Богом
созданный, и ее «сорок сороков» – это средоточие духовности и нравственности
всей земли русской.
Д/З:Прочитать стр.122-127
Комментариев нет:
Отправить комментарий