Тема: Главный герой рассказа, единство героя с природой, жизнь как борьба
добра и зла
1.Работа с текстом произведения "Никита" по плану:
Составление плана. На сколько частей мы можем разделить текст. Как можно озаглавить каждую
часть?
- Мама
уходит на работу.
- Никита
«живёт один».
- Теперь
уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с
матерью думать.
- Это ты
всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.
- Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.
- Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)
- Какие чувства здесь испытывает Никита? (одиночество).
1) Кто живёт в бочке.
2) «Доброе солнце».
3) Колодезные жители.
4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
5) Жёлтый цветок.
- Почему Никите кажется,
что всё вокруг живое? (богатое воображение).
- С кем из тайных
жителей Никита разговаривал? О чём?
- Почему воображение
мальчика поселило на солнце умершего дедушку?
- Каково было отношение
Никиты к окружающему миру в начале рассказа? (строгим, но не агрессивным).
- Когда происходит
первая заметная перемена в отношении мира к Никите?
(сорвал цветок.
Зачитать).
- Почему мир стал
агрессивным?
(Никита перестал ощущать
мир живым, не ощутил боль, которую причинил).
Жизнь – это вечная
борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой.
3. Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.
Отец Никиты вернулся с войны. Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты
считает добром?
(Добро – это прежде всего труд).
- Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут».
(Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа
человека, который вложил в это свой труд).
- Во что верил отец Никиты?
(Никита останется добрым на весь свой долгий век).
А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть
добрым? (значит быть нужным).
Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? (Добро).
В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у
Никиты было таким детство?
- Как вы сейчас понимаете тему рассказа?
(Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.)
Основная мысль: быть добрым – значит быть нужным.
Проблемы: добра и зла, каким быть.
Состояние Никиты в течение дня: одиночество, страх, добро.
Итог:
Заслуга Андрея
Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой
мир, где в каждом предмете он видит живое существо. Мир враждебный, он
пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил
его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке,
об отце, тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело
ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым
отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и
умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.
Д/З: Подобрать пословицы о
труде(пис);составить рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица(у)
Комментариев нет:
Отправить комментарий