понедельник, 6 апреля 2020 г.

08.04.2020. 5-Б класс. Литература

Тема: Главный герой рассказа, единство героя с природой, жизнь как борьба добра и зла
1.Работа с текстом произведения "Никита" по плану:
Составление плана. На сколько частей мы можем разделить текст. Как можно озаглавить каждую часть?
  1. Мама уходит на работу.
  1. Никита «живёт один».
  1. Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.
  1. Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.
  1. Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.
  2. Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)
  3. Какие чувства здесь испытывает Никита? (одиночество).
1) Кто живёт в бочке.
2) «Доброе солнце».
3) Колодезные жители.
4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
5) Жёлтый цветок.
- Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (богатое воображение).
- С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?
- Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?
- Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа? (строгим, но не агрессивным).
- Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите?
(сорвал цветок. Зачитать).
- Почему мир стал агрессивным?
(Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил).
Жизнь – это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой.
3. Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.
Отец Никиты вернулся с войны. Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
(Добро – это прежде всего труд).
- Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут».
(Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).
- Во что верил отец Никиты?
(Никита останется добрым на весь свой долгий век).
А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым? (значит быть нужным).
Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? (Добро).
В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?
- Как вы сейчас понимаете тему рассказа?
(Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.)
Основная мысль: быть добрым – значит быть нужным.
Проблемы: добра и зла, каким быть.
Состояние Никиты в течение дня: одиночество, страх, добро.
Итог:
Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо.  Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце,  тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.
Д/З: Подобрать пословицы о труде(пис);составить рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица(у)

Комментариев нет:

Отправить комментарий