Девятое апреля
Классная работа
Тема:В. Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
"Васюткино озеро".Автобиографичность произведения. Становление
характера юного героя через испытания. преодоление сложных жизненных ситуаций
1.
В. П. Астафьев: детство писателя
Виктор
Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. В 1931 г. его мать
утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с
мачехой переехали в Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал,
воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал
составителем поездов под Красноярском.
Осенью
1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком,
связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много
профессий и в 1951 г. стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и
печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До
будущей весны» был напечатан в 1953 г.
Прочитаем
эпиграф к статье учебника об Астафьеве:стр.123
«...думал
я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову
о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне... Они были интересны
мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле» (В. П. Астафьев).
В
основе произведений Астафьева — история его собственной жизни.
2. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»-стр.124
3.Теория литературы
Автобиография
— описание своей жизни.
Автобиографическое
произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
Автобиографичное
произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего
героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.
4. Беседа
—
Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? (1-й вопрос.)Рассказ называется
«Васюткино озеро», потому что в нем заблудившийся мальчик Васютка находит
озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют
это озеро.
—
Что рассказывает писатель о рыбной ловле? (2-й вопрос.)Писатель рассказывает много
интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада
либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте
и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба —
осетр, стерлядь, таймень, налим.
—
Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить? (3-й
вопрос.)Васютка заблудился, погнавшись за глухарем.Васютке помогли выжить и
выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги,
мужество, терпение и упорство.
—
Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?Когда
Васютка понял, что заблудился, он стал вспоминать рассказы рыбаков и охотников
о том, что нужно делать, чтобы спастись. Вспоминал слова дедушки и отца:
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»В первую ночь в тайге Васютка
особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный
шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе
постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за
человека огромный корень-выворотень.Сначала он разговаривал с этим
пнем-выворотнем, думая, что это кто-то притаился, затем укорял себя за
трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде.
Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так
одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.
—
Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?Мать
настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба, потому что «спокон веку
так заведено». Васютка понимал, что таков старинный порядок: «идешь в лес —
бери еду, бери спички».Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не
задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы
переиначивать». Мать понимает, что в тайге с человеком может случиться много
разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды.
Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет
человека. Таежные законы сложились из опыта многих поколений охотников и
рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.
—
Как вы понимаете слова: «Трепет перед драгоценным „припасом“ (так охотники
называли порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду»?«Трепет перед
драгоценным „припасом“» возник оттого, что тайга огромная, тянется на тысячи
километров, а города и поселки, где можно было бы пополнить запас патронов,
встречаются редко. Если бездумно истратить весь «припас», то в нужный момент
его может не хватить.
—
Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он
заблудился, или день, когда начался дождь?Самым трудным для Васютки был день,
когда поднялся ветер и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить.
Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костер. Он боялся поверить,
что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.
—
Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем? (6-й
вопрос.)Васютка нашел озеро, когда заблудился. Но мальчик рассказал рыбакам не
только о своем несчастье. Он думал в первую очередь, как помочь бригаде. Рыбаки
сумели оценить смелость и наблюдательность мальчика.
—
Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?Рассказ «Васюткино
озеро» начинается и заканчивается взглядом автора на карту. В начале рассказа
автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа мы читаем: «На
районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под
словами „Васюткино оз.“. На краевой карте это пятнышко всего с булавочную
головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти
разве сам Васютка». Обращение к карте словно бы окольцовывает рассказ
(кольцевая композиция). Такое построение придает рассказу завершенность.
Д/З: прочитать рассказ "Васюткино
озеро"-стр.124-152
Комментариев нет:
Отправить комментарий