пятница, 10 апреля 2020 г.

13.04.2020.9-Б класс. Литература


Тринадцатое апреля
Классная работа
Тема:Б. Пастернак. Жизнь и творчество. «Красавица моя», «Перемена», «Весна в лесу». Философская глубина лирики Пастернака
1. Основные этапы жизни поэта.
Б.Л.Пастернак.(1890-1960)
«Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос… - вспоминал художник Юрий Анненков. – Встречи и разговоры с Пастернаком, как бы кратки они ни были, меня всегда волновали. Его особая форма речи, столкновения поэтической отвлечённости с уличной повседневностью, сплетение синтаксического своеобразия с бытовым щебетом, и так – о чём бы он ни говорил: о любви, об искусстве или о какой-нибудь мелочи…».
Б.Л.Пастернак – великий русский поэт и писатель 20 века, поднявшийся над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью. Его наследие законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Казалось, что сама судьба уготовила ему поэтическую стезю.
Б.Пастернак родился в интеллигентной творческой семье. Отец поэта, Леонид Осипович,- известный художник, академик живописи. Мать, Розалия Исидоровна Кауфман,- замечательная пианистка, в 22 года ставшая профессором Императорского русского музыкального общества. Гостями семьи бывали композиторы С.Рахманинов и А.Скрябин, художники Серов и Врубель, Л.Толстой. В доме постоянно звучала музыка, особенно часто любимый всей семьёй Шопен. Л.О.Пастернак был иллюстратором произведений Толстого, из этих его работ наибольшую известность приобрели иллюстрации к роману «Воскресение».
   Мальчик рос в атмосфере творчества, и его собственные пристрастия относились поначалу вовсе не к поэзии, а к музыке. В автобиографическом произведении «Охранная грамота» Пастернак вспоминал: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина». А.Скрябин одобрял его занятия музыкой и удостоил похвалой первые музыкальные сочинения молодого человека.
    Но Пастернак не обладал абсолютным слухом, и это его удручало. Он оставил музыку «оправданно для себя, неожиданно и огорчительно для окружающих».  
     В 1908 году, окончив гимназию, Пастернак поступает на юридический факультет Московского университета, но через год переходит на философское отделение. Окончив университет, становится слушателем Марбургского университета, где получил приглашение сдать экзамен на докторскую степень, но вместо диссертации Пастернак «занялся стихописанием» и никогда уже не изменял этому занятию.
    Однако философия оставила след в творчестве поэта. В сборнике стихотворений «Сестра моя - жизнь» есть цикл под названием «Занятье философией».
-Смотреть видео https://youtu.be/wfRtdhyAh58
Анализ стихотворений
1. Любовь. «Красавица моя, вся стать…»
1. Какие чувства вызывают у поэта любовь и красота?
2. Какими способами поэт показывает сложность, многоликость и “разноголосицу” мира? Какие понятия оказываются у него рядом и почему?
3. Почему для лирического “я” рифмы и музыка являются естественным продолжением любви и красоты мира?
4. Как в стихотворении отразились черты биографии поэта?
Вывод: женская красота будит любовь, и любовь хочет выразить себя в возвышенной поэзии, потому что «тут», в мире, где господствует быт, такая любовь «с трудом выносится». Законы красоты вечны.
 2. Природа. «Весна в лесу»
1. Какие приметы весны видятся лирическому “я” самыми главными?
2. Найдите в стихотворении прозаизмы. Какова их смысловая роль?
3. Объясните роль метафор и олицетворений.
4. Докажите, что стихотворение философское
Вывод: яркое, образное изображение поздней весны
3. Поэзия. «Перемена»
1. Докажите строчками стихотворения, что Пастернак , несмотря на своё иудейское происхождение, старается жить по законам христианским.
2. Какие слова стихотворения подтверждают, что в юности автор поступает «не только благородно, но и честно, относясь пренебрежительнок тем, кто ни в чём не нуждается».
3. О «какой порче говорит поэт»?
Вывод:стихотворение имеет христианские корни. В православной традиции бедность не презираема, а уважаема. Но мир изменился: «времени коснулась порча», бедность стали презирать, «горе возвели в позор». Встать на такую позицию, по мысли Пастернака, значит, «потерять человека». Изменения в общественном мировосприятии неизбежно касаются и отдельного человека, и поэт заключает: «Я человека потерял / С тех пор, как всеми он потерян»
Д/З: «Какие вечные темы и образы связаны в стихах Пастернака с современностью?(ответить письменно)





Комментариев нет:

Отправить комментарий