вторник, 14 апреля 2020 г.

15.04.2020. 8 класс. Литература


Пятнадцатое апреля
Классная работа
Тема: П.Беспощадный.(Иванов). Сведения о поэте. "Детство", "Каменная книга", "Донбассу жить"
1. Павел Григорьевич Беспощадный, настоящая фамилия – Иванов, родился в семье безземельного крестьянина. Его дед был крепостным. У будущего поэта было семнадцать родных братьев и сестёр. Гонимый нуждою, его отец переезжает в Донбасс, где умирает после травмы, полученной в шахте.  Уже с 12 лет будущий поэт начал работать в шахте, был выборщиком породы, лампоносом, вагонщиком, коногоном.
ДЕТСТВО
Все мне кажется это странным, И себе я не верю сам, Чтоб мальчишка, крепыш колчеданный, О шахтерах стихи писал.
Ну когда мне им было учиться, Я отчета себе не дам: С малолетства я стал трудиться, Кое-как читал по складам.
Жизнь была только в корке хлеба. Грыз я черствую, трудно рос, Батька клял и пласты, и небо И с тоски меня бил до слез.
Вечно бедность и недостатки, Бесконечный тяжелый вздох. И ругала с тоскою матка: — Лучше б ты, не родившись, издох
Ну, а если увидят книжку — Пропадай и скрывайся с глаз! Даже грамоте, видно, мальчишку Научил ты, старик Донбасс!
Потому-то во всех моих строчках Только лавы, забои, забут. Лица черные, в угле сорочки К песням строгим меня зовут.1928
...Я стою над каменною книгой,
Предо мной богатые пласты...
Колчеданной мне грозит булыгой:
Не читай заветные листы!..
Книга, книга с черным переплетом,
Не такой я, чтоб башкой поник.
В черный улей, в каменные соты
Я принес шахтерские огни.
И не скрыть тебе глубокой тайны,
Как не скроешь от шахтера газ:
Я ведь твой читатель не случайный,
Многотомный, каменный Донбасс...
Правда, что тверды твои страницы,
Трудно открывать их каждый раз,
Но смету подземные границы
И найду — поэму и рассказ.
Знаю, сколько здесь богатств нетленных
Ты хранишь, хранишь мильоны лет.
Знаю — из картин твоих подземных
Редкие попали к нам на свет.
...Пусть беру твои страницы с бою
И тружуся над тобой в поту,—
Я недаром вырос под землею,
Я тебя, премудрая, прочту.
1929
Наши ль мускулы остынут?
Мы живем в горячем веке.
Мы пришли, чтоб горы сдвинуть,
Обуздать шальные реки...
В этой ломке, перестройке
Мы откроем в счастье двери.
Устоит, кто будет стойким,
Устоит, кто в стройку верит.
Дорогой ценою купим
Эту общую работу,—
Никому мы не уступим
Политое нашим потом.
Труд огромен, труд огромен,
И упрям постройки камень.
Ставим в строй отряды домен,
Ставим рядом с рудниками.
В миллионном рук порыве
Рудников, заводов, пашен,
В неустанном коллективе —
Радость наша, Счастье наше!
Наши мускулы не стынут,
Мы живем в горячем веке.
Мы пришли, чтоб горы сдвинуть,
Обуздать шальные реки!
1928
Пока в груди шахтерской сердце живо
И в сердце кровь сыновняя тепла,
Хочу, чтоб песня с врубовкой дружила,
Варила сталь и в глубь стволы вела,
Клепала клети, и вздымала зданья,
И на лесах большого созиданья
Примером высшей доблести была.
Донбассу жить!.. Сирена шлет сирене
Горняцкой дружбы благовест стальной:
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
Издал около 30 сборников стихов. В 2010 году к 115- летию П. Беспощадного горловским отделом культуры был выпущен том избранных произведений, который распространён по библиотекам Донбасса.
НАГРАДЫ: Орден Ленина, Орден Трудового Красного Знамени.
Степь донецкая без края,
Чебрецы да ковыли...
Я люблю тебя, родная,
И в тюльпанах, и в пыли,
И в снегу акаций пряных,
И в сиреневом дыму,
И в монистах колчеданных,
Как подругу, обниму.
Я прильну к родным криницам
Чудодейственным ключам,
Чтоб шахтеркам смуглолицым
Сладко пелось по ночам.
Я из сердца выну песню,
Им на сердце положу.
Я скажу им: труд ваш честен!
Больше слова не скажу.
1945


Потом была революция, гражданская война, а после демобилизации, в 1921, Павел возвратился на родину и снова работал в шахте.

КАМЕННАЯ КНИГА
Первые стихи опубликовал 18 мая 1924 году в газете «Кочегарка» (Артёмовск). Тогда же оставил шахтёрский труд и перешел работать в газету в отдел писем. Активно работал над объединением донбасских литераторов в Пролетарский союз писателей "Забой». В 1932 переехал в Горловку, куда была переведена редакция газеты Кочегарка.

МЫ ПРИШЛИ
В 1941 году был эвакуирован в Среднюю Азию. Сразу после освобождения Донбасса вернулся на Украину, вначале в Краснодон, потом в Ворошиловград. А в начале 50 -x годов навсегда вернулся в Горловку. Заслуженно считается патриархом горловского литературного движения.
ДОНБАССУ ЖИТЬ (Клятва)
Почётный шахтёр СССР

ДОНЕЦКАЯ СТЕПНАЯ
Умер поэт 25 мая 1968 года в Горловке. Именем П. Г. Беспощадного была названа улица в Центрально-Городском районе Горловки. Именем поэта названа школа №73. С 1990 года в Горловке существует городская литературная премия им. П. Беспощадного, которая вручается за опубликованные литературные работы.
Домашнее задание. Составить идейно-художественный анализ одного из стихотворений Павла Беспощадного (на выбор)

Комментариев нет:

Отправить комментарий