Тема: Н Заболоцкий. Жизнь и творчество. Стихотворения о человеке и природе. "Я не ищу гармонии в природе", "Где - то в поле возле Магадана", "Можжевеловый куст", "О красоте человеческих лиц, "Завещание"
Композиция – стихотворение композиционно делится на три части: первая поддерживает утверждение о том, что природа по сути своей дисгармонична, вторая показывает ее суть, и третья подытоживает первые две, описывая мечту о мирном союзе природы и человека.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихием.
Эпитеты – “ясный небосвод”, “ожесточенное пение”, “слепая ночь”, “тяжкий труд”, “человечья боль”, “дикая свобода”.
Метафоры – “не с
Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zabolockiy/ya-ne-ischu-garmonii-v-prirode.html
-«Где-то в поле возле Магадана» Заболоцкого
История
создания – произведение было написано в 1957 году, посвящено жене
поэта Екатерине Васильевне.Тема стихотворения – боль, причиняемая любовью.Композиция – Анализируемое стихотворение по
смыслу делится на описание можжевелового куста и рассказ об улыбке любимой,
лепетании ее уст. Н. Заболоцкий не разграничивает эти сцены, а тесно
переплетает между собой.Жанр – элегия.Стихотворный размер – и четырехстопный анапест, рифмовка
параллельная ААВВ.Метафоры – «аметистовых ягод услышал я звон», «я заметил во
мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей», «остывающий лепет
изменчивых уст».Эпитеты – «металлический хруст», «невысокие эти стволы»,
«древесные ветви», «легкий лепет», «смертоносная игла», «золотые облака»,
«садик безжизнен и пуст».
Тема – многообразие человеческих лиц, в каждом из которых можно найти что-то интересное.
Композиция – одночастная, идея последовательно развивается от первой до последней строфы.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий с парной рифмой.
Эпитеты – “пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мертвые лица”, “ликующие песни”.
Метафоры – “струится дыханье весеннего дня”, “мертвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то”.
Сравнения – “словно темница”, “как солнце сияющих нот”, “другие – как башни”.
Анафора – “есть лица”.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zabolockiy/o-krasote-chelovecheskih-lic.html
Д/З: подготовить анализ стихотворения Н.Заболоцкого "Завещание"(пис.)
1.Биография Н.Заболоцкого. Николай
Заболотский (именно так, Заболоцким с ударением на предпоследнем слоге он стал
только в 1925 году) родился 24 апреля 1903 года под Казанью, на ферме, где его
отец служил агрономом. Через 7 лет, в 1910 году, семья перебралась в небольшое
северное село Сернур в Уржумском уезде Вятской губернии. Детские годы будущего
поэта прошли в сельской местности, и эта близость к природе оказала
существенное влияние на формирование его личности и творчества. И ещё одно
обстоятельство сыграло в судьбе Заболоцкого решающую роль – книги. Как он
вспоминал, его истинным воспитателем и наставником стал «книжный шкаф отца».
«Здесь, около книжного шкафа… я навсегда выбрал себе профессию и стал
писателем, ещё сам не вполне понимая смысл этого большого для меня события».
Таким образом, в достаточно раннем возрасте Заболоцкий определил, кем он станет
– писателем: ещё до поступления в 1913 году в реальное училище в Уржума (ему
было тогда 10 лет) он уже несколько лет писал стихи, в училище вместе с товарищами
издавал рукописный журнал, писал стихи, очерки. Уржумское реальное училище
сыграло ещё одну важную роль в судьбе юного Заболоцкого: именно здесь
зародилась в мальчике любовь к живописи, любовь на всю жизнь.Всерьёз заниматься
поэзией Заболоцкий стал в 1920-е годы. После окончания реального училища
любознательный юноша приезжает в Москву и поступает на историко-филологический
факультет 1-го Московского университета и одновременно на медицинский факультет
2-го Медицинского инсти-тута. Это было время интенсивной духовной жизни,
творческих поисков и экспериментов. Однако голодный быт и неустроенность
заставляют Заболоцкого возвратиться домой, чтобы в следующем, 1921 году,
приехать в Ленинград и поступить в Педагогический институт имени Герцена на отделе-ние
русского языка и литературы. Заболоцкий живёт в общежитии, много пишет,
подражая то Маяковскому, то Блоку, то Есенину, считается способным студентом и
даже думает посвятить себя науке. Но привязанность к поэзии оказывается
сильнее. Освободиться от подражательства, найти свой путь в поэзии Заболоцкому
помогает знакомство (в 1925 году) и сближение с группой молодых поэтов,
называвших себя «обэриутами» (ОБЭРИУ – «Объединение реального искусства»), -
Дани-илом Хармсом, Александром Введенским, Николаем Олейниковым, Константином
Вагиновым. Выс-шим поэтическим достижением обэриутов многие литературоведы
считают сборник Заболоцкого «Столбцы» (1929). Сам поэт обозначает содержание и
тематику своего первого сборника так: «По выходе из армии я попал в обстановку
последних лет нэпа. Хищнический быт всякого рода дельцов и предпринимателей был
глубоко чужд и враждебен мне. Сатирическое изображение этого быта стало темой
моих стихов 1927 – 1928 годов, которые впоследствии составили книгу «Столбцов».
«Столб-цы» - книга о советском мещанстве, о том, как на смену кровавым временам
пришли времена пош-лые (впрочем, тоже не бескровные). Обыватели потянулись к
«изящной жизни». Название «Столб-цы» как бы подчёркивало отличие от «высокой»
поэзии (это будто и не стихи, а просто строчки, за-писанные столбиком). Но сам
поэт говорил, что он хотел названием книги выразить «понятие дис-циплины,
порядка – всего, что противостоит стихии мещанства». «Столбцы» были встречены
крити-кой настороженно и неодобрительно. Всем обэриутам был вынесен приговор:
«Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага». Обэриуты еще могли
печатать свои произведения в детских изданиях, но публичные их выступления
прекратились.Уже в 1929 году Заболоцкий почувствовал, что в творчестве всё
дальше и дальше отходит от обэ-риутов, да и замкнутая атмосфера полулегальных
литературных кружков была ему не по душе. Вско-ре он перестал считать себя
членом группы, хотя дружеских отношений с обэриутами не прерывал. 1930-е
годы – драматический период в биографии поэта. Он создаёт поэмы «Торжество
земледе-лия», «Безумный волк», «Деревья». Они родились под непосредственным
влиянием на Заболоцкого книги Ф.Энгельса «Диалектика природы» и трудов
К.Циолковского. В 1931 – 1932 годах между великим русским учёным и поэтов
возникла переписка: Заболоцкий отправил Циолковскому свою поэму «Торжество
земледелия», а тот в ответ несколько своих работ. В трудах Энгельса и
Циолков-ского поэта привлекали вера в существование разума в природе, во всех
живых существах, вера в постоянное творчество природы, в решительные перемены,
которые произойдут на Земле под воздействием человеческого разума. Однако в
своей поэме Заболоцкий высказывал идеи, серьёзно отличавшиеся от идей
мыслителей, произведение носило утопический характер и в условиях нового
общественного строя, в условиях коллективизации воспринималась многими как
сатира на современ-ную деревню и даже на социалистические идеалы вообще. Эта
поэма, как и другие уже названные, получила жесточайший разнос в прессе.Заболоцкий
почти перестал писать, занимался главным образом переводческой деятельностью.
19 марта 1938 года он был арестован по ложному обвинению и после жесточайшего
допроса, который продолжался более 4-х суток, и последовавшего за ним
содержания в тюремной психиатрической больнице был приговорён к пяти годам
лагерей. Он прошёл через пытки, помрачение рассудка, но никого не оговорил и до
конца следствия утверждал, что невиновен.Поэт провёл в лагерях Дальнего
Востока, Алтая, Казахстана 8 лет (1938 – 1946): работал на лесопо-вале, на
взрывных работах, строительстве железнодорожной магистрали. Жизнь ему спасла
счастли-вая случайность: после нескольких месяцев общих работ он выдал себя за
чертёжника, смог устрои-ться в проектное бюро и быстро освоил это ремесло. Эти
годы – пора вынужденного молчания: за 8 лет поэт написал всего 2 стихотворения
(«Лесное озеро» и «Соловей»), в которых размышлял о взаи-моотношениях человека
и природы. После возвращения из лагерей поэт занимался в основном переводами. В
1945 году он закончил работу над переводом «Слова о полку Игореве», начатую ещё
до ареста и продолженную в тяжёлых лагерных условиях. Он первый познакомил
русских читателей с шедевром грузинской литературы, переведя поэму Шота
Руставели «Витязь в тигровой шкуре»; переводил Заболоцкий и произведения
украинских, венгерских, итальянских, сербских авторов.«Своих стихов не пишу и
не знаю, как их нужно писать», - признаётся поэт в одном из писем 1946 года. И
всё-таки вскоре появляется несколько лирических стихотворений, в их числе –
одно из самых знаменитых - «Я не ищу гармонии в природе...». Заболоцкий —
продолжатель классической традиции русской литературы. Вчитайтесь в
стихотво-рение, попробуйте самостоятельно понять, на какое произведение
опирается автор.
2.Анализ стихотворений:
-"Я не ищу гармонии в природе"-
История создания – произведение, которое называют программным, написано в 1947 году в Москве.
Тема стихотворения – прославление материнского начала природы, ее дикость, которую человек, не трогая основы, может привести к разумной гармонии.Композиция – стихотворение композиционно делится на три части: первая поддерживает утверждение о том, что природа по сути своей дисгармонична, вторая показывает ее суть, и третья подытоживает первые две, описывая мечту о мирном союзе природы и человека.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихием.
Эпитеты – “ясный небосвод”, “ожесточенное пение”, “слепая ночь”, “тяжкий труд”, “человечья боль”, “дикая свобода”.
Метафоры – “не с
Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zabolockiy/ya-ne-ischu-garmonii-v-prirode.html
-«Где-то в поле возле Магадана» Заболоцкого
За два года до смерти Николай Алексеевич Заболоцкий создает произведения о
невинно осужденных в советское время.Стихотворение написано в 1956 году. Его
автору в этот момент 53 года, он много лет провел в лагерях по ложному обвинению.
Когда освободился – убедился, что на его творчество наложен негласный запрет.
Наконец, после разоблачения культа личности И. Сталина он получает возможность
быть услышанным. Более того, осмеливается обратиться в своих стихах к лагерной
теме. По жанру – гражданская лирика, по размеру – хорей с перекрестной
рифмовкой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые, с чередованием
женских и мужских. Лирический герой – рассказчик. Сам поэт пережил заключение в
алтайских лагерях, но пишет он о Колыме, чье название стало нарицательным в
свете этой темы. «Два несчастных русских старика» в краю вечной мерзлоты,
осужденные, как тогда бывало, за антисоветскую агитацию, шпионаж, терроризм,
бредут за розвальнями. Они согласились пойти в наряд за мукой, чтобы выбраться
хоть ненадолго из атмосферы лагеря, обменяться мыслями и чувствами. Усталость,
кажется, гнетет не только их тела, но и души. Не любовались они уж и природой,
да и звезды не смотрели на них, пораженные творящимися на земле злодействами.
«Смертные доделались дела»: не все долги советскому государству выплачены, но
пришла пора прощаться. «Ни охрана, ни конвой» больше им не страшны. И мука
больше им не нужна. Бушлаты тоже достанутся кому-то из еще живых. «Созвездья
Магадана» сверкают над драмой, которую поэт временами возводит к вершинам
эпоса. Несколько штрихов дополняют образы героев: вспоминая о родимых хатах.
Похоже, не два профессора, а два крестьянина преодолевают вьюгу. «Не глядя друг
на друга»: оба сдались, сказать им нечего. Образы природы, символы свободы:
такими описывается небо и земля — свидетели смерти стариков. Метафоры рассыпаны
по всему стихотворению. Гибельная дремота, словно сочувствуя, «обняла их»,
рыдая. Лексика нейтральная и вместе с тем возвышенная. Лагерные приметы
органично вписаны в ткань стихотворения. «Дивная мистерия»: возможно, северное
сияние. Эпитеты: мерзлого тумана, огонь проникновенный (это еще и инверсия),
луженых глоток. Инверсия: шли они, посвистывала вьюга (это и олицетворение).
Уменьшительный суффикс слова «пеньки» подчеркивает горечь поэта, будто вновь
переживающего картины из прошлого. Сам он вернулся, сперва даже неузнаваемый,
надломленный. Но своей обязанностью считал говорить о том, что увидел и узнал.
-"Можжевеловый куст".
История
создания – произведение было написано в 1957 году, посвящено жене
поэта Екатерине Васильевне.Тема стихотворения – боль, причиняемая любовью.Композиция – Анализируемое стихотворение по
смыслу делится на описание можжевелового куста и рассказ об улыбке любимой,
лепетании ее уст. Н. Заболоцкий не разграничивает эти сцены, а тесно
переплетает между собой.Жанр – элегия.Стихотворный размер – и четырехстопный анапест, рифмовка
параллельная ААВВ.Метафоры – «аметистовых ягод услышал я звон», «я заметил во
мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей», «остывающий лепет
изменчивых уст».Эпитеты – «металлический хруст», «невысокие эти стволы»,
«древесные ветви», «легкий лепет», «смертоносная игла», «золотые облака»,
«садик безжизнен и пуст».
-"О красоте человеческих лиц"
История создания – стихотворение написано в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Заболоцкого, когда он следовал реалистической литературной традиции.Тема – многообразие человеческих лиц, в каждом из которых можно найти что-то интересное.
Композиция – одночастная, идея последовательно развивается от первой до последней строфы.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий с парной рифмой.
Эпитеты – “пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “мертвые лица”, “ликующие песни”.
Метафоры – “струится дыханье весеннего дня”, “мертвые лица закрыты решетками”, “малую хижину знал я когда-то”.
Сравнения – “словно темница”, “как солнце сияющих нот”, “другие – как башни”.
Анафора – “есть лица”.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zabolockiy/o-krasote-chelovecheskih-lic.html
Д/З: подготовить анализ стихотворения Н.Заболоцкого "Завещание"(пис.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий