пятница, 10 апреля 2020 г.

13.04.2020.9-Б класс.Русский язык


Тринадцатое апреля

Классная работа
Тема:Повторение темы «Морфемика»
·          Какая наука изучает значимые части слова?
Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.
·          Какие морфемы вы знаете?
Окончание –значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании, есть нулевые окончания.
Основа – часть неизменяемого слова без окончания или все изменяемое слово.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов
Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов
·          Какая наука неразрывно следует за морфемикой, объясняя, от чего произошло слово? (словообразование)
Каков порядок морфемного анализа слов
1.      Определить часть речи
2.      Найти окончание
3.      Указать основу слова
4.      Выделить приставки (если есть)
5.      Выделить суффиксы (если есть)
6.      Выделить корень, подобрать однокоренные слова
7.      Записать графическую схему слова
Какие бывают способы образования слов?
Суффиксальный: лекция – лекционный, парк – парковый, овраг – овражек, рыба-рыбный
Приставочный: спокойно – неспокойно, срочно – досрочно, веселый-развеселый, город-пригород
Приставочно-суффиксальный: стол – настольный, имя – безымянный, свеча – подсвечник, русский-по-русски,  граница-заграничный
Бессуффиксальный: высокий – высь, переход – переходить, бег – бегать
Сложение основ с помощью соединительных гласных: лесостепь, бензовоз, хлебозавод, птицеферма
Сложение целых слов: кресло-кровать, телефон-автомат, плащ-палатка, бледно-розовый, ракета-носитель, летчик-космонавт
Сложение начальной части слова с целым словом: стенгазета, сбербанк, физкультура, госдума, продтовары, драмкружок
Сложение букв и звуков: МОУ, ЯМК, ТЮЗ, РФ
Слияние (неморфолог): быстрорастворимый, малопригодный, малодоступный
Переход слова из одной части речи в другую (неморфолог): мороженое мясо – вкусное мороженое (сущ), больной (сущ)-больной ребенок, детская (сущ) – детская комната
Задание: Составьте словообразовательные цепочки:
Бесчеловечность, перераспределение, подписанный, переписывание, перестрелка, недружно, разговорчивость.
Задание: Сделайте морфемный анализ слов?
Преподносил, расположение, избирали, зажечь, бесправный, безмятежный
Задание:
подснежник-____________________________________________________
прибежать- _____________________________________________________
вертолет-________________________________________________________
диван-кровать-___________________________________________________
загородный-_____________________________________________________
Д/З: Составьте текст, используя слова (в любой форме): причастия обрушившийся, пробивший, мчащий, вздымающий, бьющийся; существительные лавина, пучина, шхуна, гребни волн, луч солнца, пожар; наречия неистово, стремительно.


Комментариев нет:

Отправить комментарий